Психолого-медико-педагогическая комиссия Что такое ПМПК?
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Что такое ПМПК?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Целью организации ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.
Кто входит в состав ПМПК?
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- врач-невропатолог;
- врач-психиатр.
Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь
по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».
Документы, необходимые для прохождения ПМПК
При проведении психолого-медико-педагогического обследования законные представители (родители) ребенка предоставляют членам комиссии следующие документы
- выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром;
- заключение детского врача-психиатра (или справка из ПНД);
- психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок;
- рабочие материалы ребенка: 1-2 рисунка.
Документы, необходимые для посещения врача-психиатра
- психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок,
- выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром.
Предоставленные документы в полном объеме дают дополнительную информацию для выявления причин того или иного нарушения (проблемы), определения подбора диагностических методик с целью углубленного изучения характера нарушения, составления рекомендаций для родителей и специалистов.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители (законные представители) с ребенком.
Результаты ПМПК
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:
- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
- рекомендации об обучении и воспитании учащегося с определением дальнейшего маршрута образования.
По результатам обследования в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.
Что спрашивают на ПМПК?
- Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
- Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
- Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
- Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
- Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
- ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (скачать материал)