Как научить ребенка составлять рассказ по картинке и серии картинок?

Уважаемые педагоги!

       Нарушение связной речи –  один из  компонентов в структуре общего недоразвития речи.  Организация  обучения  детей,  имеющих  нарушения  речи  предполагает формирование  умений  планировать  собственное  высказывание,  самостоятельно ориентироваться  в  условиях  речевой  ситуации,  самостоятельно  определять содержание своего высказывания.

      Учить  ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

     Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

     Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

         Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

     Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

     В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов:

  • составление описательного рассказа по предметной картине;
  • составление описательного рассказ по сюжетной картине;
  • придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
  • составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  • творческое рассказывание по сюжетной картине.

         При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

   Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия

(например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

     Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

   Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

    Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Основные задачи при обучении детей рассказыванию:

1.  Учить  детей  правильно  строить  рассказ:  начинать  с  начала,  соблюдая логическую последовательность повествования.

2.  Учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности.

3.  Учить  рассказывать  живо,  выразительно,  выражая  своё  отношение  к содержанию повествования.

4.  Развивать образную речь детей.

5.  Учить  использовать  точные  слова  для  называния  предметов,  действий, признаков.

6.  Учить грамматически правильно строить предложения.

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.

В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.  Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются  - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка  игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.

Рассказывание по картине.

Требования к картине:

  • интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистическое изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
  • Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.

Требования к рассказам детей:

Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

Методика составления рассказа по картине в старшей группе:

- рассматривание картины сопровождающееся беседой;

(здесь ведется работа по развитию умения  выделять в картине самое существенное, а также  обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

- в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;

- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя:

«Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать  о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»

- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.

Составление рассказа по картине:

ПРИЕМЫ:

  • перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
  • при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Обобщая все сказанное, хочу отметить:   занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
  2. Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
  3. Учить составлять связной рассказ.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.
  5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

    Характерные особенности занятий:

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Научить  передавать  правильную  временную  и  логическую  последовательность рассказа  можно  с  помощью  серийных  картинок.  Ребёнку  предлагается  составить рассказ,  опираясь  на  картинки.  Картинки  служат  своеобразным  планом  рассказа, позволяют  точно  передать  сюжет,  не  сбиваясь,  от  начала  до  конца.  По  каждой картинке  ребёнок  составляет  одно  или  несколько  предложений,  и  вместе  они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают  самому  выложить  в  нужной  последовательности  серию  из  трёх-шести  картинок  (в зависимости от возраста и речевых возможностей ребёнка), а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребенку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои.

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

  • начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

Анализ и оценка творческого рассказа:

  • в соответствии с целью занятия.
  • такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

Рассматривание пейзажных картин.

  • предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

 - Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?

-Почему художник так назвал свою картину?

- Что художнику кажется интересным, красивым?

- «Про что?..», «О чем?..».

*  использование музыки и поэзии.

* активизация опыта детей (Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).

* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.

* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

* сравнение разных по настроению картин.

Рассматривание натюрмортов:

  • вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

Основные  виды  связного  высказывания  - пересказ  и  рассказ.

При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика

Задача ребёнка  –  запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.

Самостоятельный  рассказ - высший  вид  речи.  Во  время  связного  изложения  своих мыслей  ребёнок  должен  соблюдать  нормы  словообразования  и  словоизменения, произношения  звуков,  а  также  правильно  построить  высказывание  с  точки  зрения логики события, о котором рассказывается.

Оба  вида  связной  речи  развиваются  параллельно:  пересказ  текста  вырастает  из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ  –  из диалога по поводу событий из личного опыта ребёнка. Собственно монологической речью дети начинают  овладевать, если их к этому побуждать. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не давайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.

Литература:

  1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Занятия по развитию речи в детском саду, М., Совершенство, 1998.
  2. Сычева Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Методические рекомендации. М., Книголюб, 2004.
  3. Гусарова H.H. Беседы по картинке. Времена года. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 1999.
  4. Ильякова И.Е. Серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей». Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет. М., Гном, 2007