ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Разрешение конфликтных ситуаций между воспитанниками»
Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Рекомендации, которых должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Стратегия поведения в конфликте:
Шаг № 1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
Шаг № 2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг № 3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг № 4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг № 5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;
- после утвердительного высказывания – держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг № 6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
1)Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2)Когда ты … (описание возможного результата).
3)Лучше … (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4)Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг № 7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг № 8: Помочь детям выполнить решение, если нужно – осуществить проверку.