Рекомендации по проведению прогулки в летний период

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. 

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Цели,  задачи и виды прогулок

         Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности  функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать  познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

         Требования безопасности при организации прогулок на участке учреждения дошкольного образования.

         Перед выходом детей на прогулку необходимо осматривать территорию участка на предмет  соответствия  требованиям безопасности.

Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему, который организует поиски ребенка, ставит в известность  родителей в соответствии со схемой оповещения.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал  для оказания первой медицинской помощи.В процессе прогулки воспитатель должен обучать  детей навыкам безопасного поведения,  правилам безопасного обращения с различными предметами.При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь участка.

Запрещается:

-       оставлять детей одних, без присмотра ;

-       использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

           Требования к одежде детей:

-                  в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;

-                  в летний период во избежание перегрева детям обязательно надевают легкие головные уборы.

Порядок хранения одежды в шкафчике:  на верхнюю полку кладется  кепка,  шапка. Кофта,  колготки – на вторую полку или в кармашки,  штаны, верхнюю одежду вешают на крючок.  Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут  носки. 

 Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

-  наблюдение

Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).  

Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. устанавливаются факты;
  2. формируются связи между частями объекта;
  3. идет накопление представлений у детей;
  4. проводятся сопоставления;
  5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

-   двигательная активность

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

            В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

-        подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин,  в старшей  группе – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин,  в старшей  группе – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: к катание на велосипедах, самокатах.

-       организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

-       индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью,  которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, воспитатель моет игровой материал  водой на участке. 

Требования к продолжительности прогулки.

Режим длительности проведения прогулок на улице.

 В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 3-4 часа.

Для достижения оздоровительного эффекта в теплый период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Таким образом, правильно организованная  и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.