Карточки наблюдений, игр и труда детей в природе летом в средней группе

Карточка № 1

Наблюдение за водой

 Цель: уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают. Учить детей аккуратно обращаться с водой.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки       Мною можно умываться,

                                            Я умею поливаться,

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я … (вода)

Вопросы: Где на участке можно отыскать воду? Понаблюдать за тем, как течет вода из крана, шланга с распылителем, лейки, ведра, чайника. Уточнить, какая она наощупь: теплая и холодная. Пояснить, как правильно обращаться с водой, чтобы не забрызгаться.

Поисковые действия «Тонут – плавают»: предложить детям отобрать  предметы, которые плавают в воде и предметы, которые в воде тонут. Результаты проверить в тазике с водой.

Имитационное упражнение «Освежимся»:

      К речке быстро мы спустились,                ходьба на месте

      Наклонились и умылись.                           наклоны вперед

      Раз, два, три, четыре –                               повторить наклоны

      Вот так славно освежились.                      развести руки в стороны

 Трудовое поручение: предложить детям помыть на веранде игрушки, разложить их для просушки.

 

Карточка № 2

Наблюдение за разноцветной водой

 

Цель: уточнить представление о том, что из крана льется чистая, прозрачная вода, ее надо беречь; воду можно сделать цветной, добавить в нее краски (такая вода становится разноцветной, непрозрачной)

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: Я и туча, и туман,

                                      И ручей, и океан,

                                      И летаю, и бегу,

                                      Разноцветной  быть могу. (Вода)

Проблемная ситуация: Можно ли на участке устроить ручей в солнечную погоду?

Наблюдение за движением воды из шланга: в каком направлении течет вода по нашему ручейку, быстро течет или медленно, какая она наощупь.

Основное движение: перепрыгивание через ручеек.

Поисковые действия «Сделаем разноцветную воду»: предложить каждому ребенку набрать воды из ведра в пластмассовый стаканчик. Какая вода в стаканчике? (чистая, прозрачная). Как ее сделать разноцветной? Предложить детям подойти к столу и  с помощью краски превратить прозрачную воду в разноцветную. Уточнить ее цвет и прозрачность.

Изодеятельность: предложить затонировать бумагу для рисования приготовленной разноцветной водой с помощью губки.

 

Карточка № 3

Наблюдение за небом и облаками

 

Цель: учить детей замечать, какие образуются облака на небе. Показать зависимость погоды от наличия, размера и окраски облаков, образования туч. Развивать воображение.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: Белые лошадки на синем поле. (Облако на небе)

Вопросы: Есть ли сегодня на небе облака? Какого они размера? Цвета? На что похожи? Плывут по небу быстро или медленно?

Проблемная ситуация: что произойдет, если маленькое (большое) облако закроет солнце?

Чтение стихотворения:

Видишь, облако летит.

Слышишь, с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

 Всех порадую дождем.

 Буду грядки поливать,

 Буду травку умывать,

 Буду в синие озера

 Рыбкам воду наливать».

Рисование на песке: предложить детям нарисовать на песке облака разнообразной формы и рассказать, кого они им напоминают.

Подвижная игра «Попади в облачко».

Цель: Упражнять детей в метании в вертикальную цель. Развить глазомер, соизмерить свои силы при броске.

Описание игры: на щите воспитатель размещает нарисованное облачко. Дети берут ватные шарики, размещаются друг за другом на расстоянии одного метра от щита. По команде «Бросай!» поочередно бросают шарики в облачко.

Карточка № 4

Наблюдение за дождем

 

Цель: продолжать формировать представления детей о дождливой погоде. Дать знания о летнем дожде: теплый, не продолжительный, образует ручейки и лужи.

 

Методические приемы:

Чтение потешки: Дождик, дождик, веселей,

                                Капай, капай, не жалей.

                                Только нас не замочи,

                                К нам в окошко постучи.

Игровое упражнение «Капает дождь»: предложить детям  с помощью хлопков в разном темпе показать, как капает дождь: медленно, быстрее, очень быстро; соотносить действия с словом «кап-кап-кап».

Вопросы: Почему сегодня можно гулять только на веранде? Что идет на улице? Можно ли дождь услышать? Закройте глаза, что вы слышите? Подставьте ладошки под струйки дождя. Какой дождь: теплый или холодный, сильный или слабый? Что образуется не земле во время дождя?

Чтение стихотворения: К нам на длинной тонкой ножке

                                           Дождик скачет по дорожке.

                                           В лужице  смотри-смотри!

                                           Он пускает пузыри.

                                           Если лужицы нальются,

                                           Так и хочется разуться.

                                            Побежать и потрясти

                                            В теплом дождике кусты.  З. Александрова

 Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: Упражнять детей в беге врассыпную, развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: на сигнал ведущего «солнышко» - дети бегают по веранде врассыпную. На слово «дождик» прячутся к воспитателю под зонтик.

 

Карточка № 5

Наблюдение за радугой

 

Цель: формировать у детей представления о том, как образуется радуга. Закрепить умение различать и называть основные цвета и оттенки, последовательности их размещения в радуге.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки:        Разноцветное коромысло

          Над рекой повисло. (Радуга)

Предложить отыскать радугу на небе.

Вопросы: На что похожа радуга? Какого она цвета? Где она расположена по отношению к солнышку? В какую погоду появилась радуга? Какая погода была раньше?

Минутка познания: объяснить детям, как образовалась радуга: мелкие капельки воды, которые остались в воздухе после дождя, переливаются на солнце. И яркие солнечные лучики их превращают в разноцветную дугу, которая так красиво сияет на небе.

Чтение стихотворения:

 Прояснилось небо,

 Засинила даль!

 Дождик словно не был,

 Речка – как хрусталь!

Над рекою быстрой,

Озарив луга,

На небе появилась

Радуга – дуга!

Игровое упражнение «Радуга»: предложить детям выбрать из цветной бумаги одну дугу из оттенков радуги, назвать какого цвета. На сигнал «дождь» дети разбегаются по площадке, на сигнал «Солнце» объединяются в 2-3 группы и составляют разноцветную радугу.

 

Карточка № 6

Наблюдение за ветром

 

Цель: Формировать представления детей об особенностях ветреной погоды летом (ветер теплый или прохладный); учить определить силу и направление ветра. Дать знания о том, что сильный ветер называется ураганом.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл с моей панамой,

Повозился и уснул.

Вопросы: Как обнаружить: сегодня погода ветреная или нет? теплый ветер или холодный? сильный ветер или слабый? Пояснить, что сильный ветер называется ураганом. Какую беду может принести ураган растениям, животным, человеку?

Дыхательное упражнение «Ветерок-ветер-ураган»: предложить детям сделать глубокий вдох, и выдыхая через рот произнести звук «у», регулируя силу голоса.

Проблемная ситуация: в каком случае можно отправить в полет на участке поделки, сделанные их бумаги (стрелу, самолет, бумажного змея)

Ручной труд: предложить детям сделать бумажный самолет, с помощью которого определить силу ветра и его направление.

Подвижная игра «Самолеты».

Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Описание игры: Дети, удерживая в руке бумажные самолеты, размещаются на одной стороне площадки. На сигнал взрослого «полетели» разлетаются в разные стороны,  не наталкиваться друг на друга. На сигнал «на посадку» возвращаются на «аэродром».

 

Карточка № 7

Наблюдение за солнцем

 

Цель: продолжать формировать представления детей о солнечной погоде и ее влиянии на жизнь растений, животных и человека. Обратить внимание детей на то, что утром солнышко поднимается все выше, на улице становится жарко, образуется тень от окружающих предметов, в тени более прохладно.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Солнце утречком умылось,

Солнце к детям снарядилось,

Светит очень ярко,

Жарко и светло.

 Дети все проснулись: -

 Солнце к нам пришло!

Имитационное упражнение «Солнышко проснулось»: предложить детям выполнить движения в соответствии с текстом:

Каждое утро всходит солнце,

Чтобы обогреть всю землю               дети сидят на корточках, руки на поясе

Солнышко потянулось,                       поднимают руки вверх

Встало с постели                                  встают

Умыло глазки, ротик, щечки              имитируют умывание глаз, рта, щек

Взяло расческу и

расчесало свои золотые волосы-лучики    раздвинутыми пальцами

                                                                       расчесываются

Лучики выпрямились, ярко засияли          разводят руки в стороны

Солнышко расправило свое платьице       поправляют одежду

И вышло на небо                                          плавно передвигаются

Вдохнуло свежий воздух                             глубоко вдыхают воздух

и улыбнулось всем                                       улыбаются друг другу.

Вопросы: Как называется погода, когда светит солнце? Расскажите, какого цвета солнце? Почему на улице становится все жарче и жарче? Как вы одеваетесь в солнечную погоду? Что образуется в солнечную погоду  от стоящих на участке предметов? Как вы думаете, где прохладнее, на солнце или в тени? 

Решение проблемных ситуаций: где на участке отыскать прохладное место в солнечную погоду, чтобы отдохнуть ребятам (птичке, бабочке, лягушке);

- как помочь растениям перенести жару в солнечную погоду?                           

Трудовое поручение: предложить детям полить растения на участке, песок в песочнице с помощью лейки.

Рисование ладошками на влажном песке: воспитатель укладывает в центре песочницы желтый яркий кружок. Предложить детям ладошками напечатать вокруг него лучики.

 

Карточка № 8

Наблюдение за солнцем

 

Цель: продолжать формировать представления детей о солнечной погоде и ее влиянии на жизнь растений, животных и человека. Обратить внимание детей на то, что днем солнце поднимается высоко, ярко светит и греет, на улице становится жарко, от жары можно спрятаться только в тени; на освещенных местах предметы нагреты больше, чем в тени.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки:

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

Игровое упражнение «К солнышку повернись, солнышку улыбнись!»: предложить детям отыскать на небе солнышко, повернуться к нему и улыбнуться, приветствуя его.

Вопросы: Какая сегодня погода? Расскажите, какое солнце? Почему на улице стало так жарко? Как вы одеты и почему? Есть ли на участке затененные места? Как они образовались? Как вы думаете, где прохладнее и можно сейчас играть, на солнце или в тени? 

Чтение стихотворения: Ярко солнце светит,

                                           В воздухе тепло,

                                           И куда ни глянешь,

          Все кругом светло. И. Суриков

Поисковые действия: сравнить, насколько нагреты солнцем  предметы, размещенные на освещенных и затененных местах.

Художественно-речевая деятельность «Мы о солнышке расскажем»: предложить детям рассказать о солнышке стихи, загадать загадки.

 

Карточка № 9

Наблюдение за солнцем

 

Цель: продолжать формировать представления детей о солнечной погоде и ее влиянии на жизнь растений, животных и человека. Обратить внимание детей на то, что вечером солнце не такое яркое, меньше греет, на улице становится прохладно, можно играть не только в тени, но и на освещенных местах.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: День - деньской тот шар светился,

                                      А потом за лес скатился. (Солнце)

Вопросы: Какая сейчас часть суток? Какая погода? Расскажите, какое вечером солнце? Почему на улице стало не так жарко? Как вы одеты и почему? Как вы думаете можно ли сейчас играть на солнце и почему? 

Поисковые действия: предложить детям вспомнить, откуда утром солнышко всходило. Отыскать, куда заходит, прячется солнышко?

Чтение стихотворения:

Завтра солнышко проснется,

Снова к нам вернется.

Молодой, золотой

Новый день начнется.

Подвижная игра «День и ночь»

Цель: Упражнять детей в беге с увёртыванием. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети делятся на 2 команды «День» и «Ночь». На сигнал ведущего «день» дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а участники команда «День» ловят их  и наоборот.

    

Наблюдения за растениями летом

Карточка № 10

Наблюдение за деревьями и кустарниками участка

 

Цель: уточнить представления о том,  какие деревья растут на участке, как они изменились с приходом лета. Учить сравнивать деревья и кустарники, выделять признаки различия. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

 

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом на  нашем участке! Назови и покажи, какое дерево (куст) тебе больше всего нравится. Почему эту красоту надо беречь?

Дидактическая игра «Найди дерево (куст), о котором загадаю загадку»: предложить детям отыскать на участке дерево (куст), о котором воспитатель загадывает загадку:

Стоят в поле сестрички-

Платья белены, шапки зелены… (береза)

Вьется рой пчел,

когда это дерево цветет.

Из нектара цветов

пчелы делают мед… (липа)

Хоть зима, хоть весна,

Вся в зеленом … (Сосна)

Этот куст на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Потому что он колюч… (шиповник)

Сравнение деревьев и кустарников: Чем дерево отличается от куста? Чем береза отличается от сосны? Чем шиповник отличается от березы?

Подвижная игра «Дерево, куст».

Цель: Учить детей распознавать и называть деревья и кустарники участка. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: У девочек- «белочек» дом на деревьях, у мальчиков – «зайчиков» под кустом. Дети прыгают по площадке, на сигнал «по домам» – прячутся в свои дома. Каждый из ребят должен назвать дерево (куст), на котором находится его дом.

 

Карточка № 11

Наблюдение за березой

 

Цель:  учить распознавать березу среди деревьев участка, выделять ее отличительные особенности. Формировать представления об ее целебных свойствах. Воспитывать бережное отношение к березе.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Белая моя березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая.

Стоишь ты, березонька

Посреди далинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька

Трава шелковая…

Минутка любования: Какая ты же красавица, березонька белая! Почему березку называют белоствольной? Почему эту красоту надо беречь?

Игровое упражнение «Опиши березку»: предложить составить описательный рассказ о березке.

Рассказ воспитателя о целебных свойствах березы:

В этом дереве четыре угодья ( целебных свойств):

Первое угодье: людям на здоровье;             – березовые почки.

Второе угодье: от тьмы свет;                       – березовые лучинки.

Третье угодье: старикам пеленание;           – березовые веники

Четвертое угодье: людям колодец.             –  березовый сок.

Отдых детей в тени березки, угощение целебным прохладным березовым соком.

 

Карточка № 12

Наблюдение за яблоней

 

Цель: учить распознавать яблоню среди плодовых деревьев, выделять ее отличительные особенности; развивать умение сравнивать яблоки по внешнему виду и на вкус; вызвать интерес  к  сбору яблок.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

 Спелое лето

 В плоды одето,

 В яблоки и сливы.

Стали дни красивы.

Сколько цвета!

Сколько света!

                                                                     Солнце на макушке лета!

                                                                                                     В. Ланцетти

Вопросы: Какие деревья растут в нашем плодовом саду? На каких деревьях созрели вкусные сладкие плоды? Подойдите к яблоне с красивыми сочными зрелыми плодами, которые расположены не только на ветвях, но и опали на землю? 

Минутка любования: Полюбуйтесь, яблоня белым наливом богата!

Трудовое поручение: предложить собрать на земле яблоки в корзинки и отнести на кухню. Рассмотреть собранные плоды, сравнить по размеру, попробовать заранее вымытое и порезанное яблоко на вкус. Пояснить, что яблоки содержат витамины. Что  из них можно приготовить?

Подвижная игра «Беги к дереву, что назову».

Цель: Учить детей находить плодовые деревья по  названию. Упражнять в беге врассыпную, умении быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети гуляют в плодовом саду: ходят, бегают. На сигнал ведущего «раз – два – три – яблоню (грушу, вишню, сливу) найди!» дети должны отыскать названное дерево в саду.

 

Карточка № 13

Наблюдение за плодовыми кустарниками

 

Цель: познакомить детей с плодоношением плодовых  кустарников: смородина (белая, красная, черная), малина. Учить определять характерные особенности, сравнивать, выделять признаки различия. Воспитывать бережное отношение к кустам.

 

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом в нашем плодовом саду! Назовите и покажите, какое плодовое дерево (куст) вам больше всего нравится. Для чего эти растения выращивают в саду? Как надо к ним относиться?

Поисковые действия: предложить отыскать в саду кустарник с черными (красными, белыми) ягодами. Как они называются?

Сравнение: Чем кустарники отличаются друг от друга?

Трудовое поручение: предложить собрать ягоды с куста смородины и малины в корзинки.

Дидактическая игра «Угадай на вкус»: предложить детям на вкус определить ягоды красной и черной смородины, малины

 Хороводная игра «Ягодка-малинка»

Цель: развивать координацию речи с движениями.

Описание игры:

За малиной в сад пойдем,            дети идут в хороводе, взявшись за руки

В сад пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.     имитируют сбор ягод

Солнышко высоко,                         показывают солнышко

А в саду тропинка.                          показывают тропинку

Сладкая ты моя                                бегут по кругу, взявшись за руки       

Ягодка-малинка.                

 

Карточка № 14

Наблюдение за  ягодами

 

Цель: познакомить детей с плодоношением ягод: клубники и земляники. Учить определять характерные особенности, сравнивать, выделять признаки различия. Воспитывать аккуратность  в сборе ягод.

 

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом в нашем плодовом саду! Назови и покажи, какие ягоды растут в нашем саду? Для чего эти растения выращивают в саду? Как правильно их собирать?

Трудовое поручение: собрать ягоды в корзинки.

Сравнительное рассматривание ягод: Чем клубника и земляника, отличаются друг от друга?

Дидактическая игра «Угадай на вкус»: предложить детям на вкус определить ягоды клубники и земляники.

Подвижная игра «Ягодки-бусинки».

Цель: учить детей медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Описание игры: взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю ягодку-бусинку: беря ребят за руку, образуя длинную цепь – бусы. Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Ягодки раскатились – разбежались во все стороны». Дети разбегаются. Затем снова собирают бусы.

 

Карточка № 15

Наблюдение за зеленой травой

 

Цель: уточнить представления детей о молодой зеленой траве: зеленая, нежная, наощупь мягкая, бывает высокой, бывает низкой. Дать знания, что трава - живая, у нее есть в земле корни, она, питается.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

Основные движения: предложить снять обувь и носочки, походить и побегать по зеленой траве босиком.

Вопросы: приятно ли вам было бегать и ходить по траве? Какая она наощупь? Одинаковая ли трава по высоте?  Какого цвета молодая,  низкая травка, а какого цвета - высокая?

Пояснить, что скошенная трава высыхает, становится сеном, а молодая травка живая зеленая, в земле у нее корни, они впитывают из земли воду, которой травка питается.

Поисковые действия: предложить отыскать на участке места с засохшей травой. Где они  расположены? Можно ли ее оживить? Каким образом это можно сделать?

Подвижная игра «Стадо».

Цель: Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети- овцы из дома  зовут пастуха.

«Пастушок, пастушок,

 Заиграй в рожок,

 Травка мягкая,

 Роса сладкая.

 Гони стадо в поле

 Погулять на воле».

Разбегаются в разные стороны по площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга. По сигналу «пастуха» - «волк», «овцы» убегут в «дом». Волк старается их словить.

 

Карточка № 16

Наблюдение луговыми цветами

 

Цель: уточнить представления детей о цветущих травянистых растениях, их строении, отличительных особенностях. Учить сравнивать растения, выделять признаки различия в строении, окраске. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

 

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Вот пришло к нам румяное лето

И зовет на зеленый простор.

Сколько солнца кругом,

 сколько света,

А цветы – будто пестрый ковер.

Незабудку, гвоздику, ромашку,

Колокольчики, мак, василек,

Желтый лютик, душистую кашку

Мы сплетем

в разноцветный ковер.

Минутка любования: Как красиво летом в лугу! Назови и покажи, какой цветок тебе больше всего нравится. Почему эту красоту надо беречь? Не срывать большими букетами?

Дидактическая игра «Опиши цветок»: воспитатель показывает цветок, а дети описывают его.

Чтение детьми знакомых стихов о цветах:

«Ромашка»:

Ромашка, ромашка,

Душистый цветок.

Желтая середка, белый лепесток.

                                    М.Авдеева

«Колокольчик»:

Колокольчик голубой?

Поклонился нам с тобой?

Колокольчики – цветы

Очень вежливы. А ты?

                    Е.Серова

 

  «Гвоздичка»:

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый  празднует денек.

                             Е.Серова

Хороводная игра «Венок»:

Дети устраивают хоровод, в центре ведущая-цветочница и дети-цветы: колокольчик, ромашка, гвоздика. Дети в хороводе кружатся в одну сторону, дети- цветы - в другую, проговаривая: Мы плетем, плетем венок,

                                                                                  Заплетаем луговой,

                                                                                  Ай-люли, ай-люли,

                                                                                  Заплетаем луговой.

Цветочница: Вам нужна ромашка?

Дети: Да! Пусть бежит скорей сюда!

Ромашка становится в хоровод. Игра повторяется,  в круг заплетаются другие цветы.

 

Карточка № 17

Наблюдение за культурными растениями цветника

 

Цель: уточнить представления детей о культурных травянистых растениях, их строении, отличительных особенностях. Учить детей заботится о растениях цветника, ухаживать за ними.

 

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом в нашем цветнике! Назови и покажи, какой цветок тебе больше всего нравится. Как мы за ними ухаживаем? Почему эту красоту надо беречь?

Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию»: воспитатель описывает календулу, настурцию, садовую ромашку,  колокольчик, предлагает детям узнать цветок по описанию и отыскать его на клумбе.

Трудовое поручение: предложить полить цветы на клумбе, проговаривая:

Поливаем мы цветы.

Пусть растут скорее:

     Будет больше красоты,

                                               Будет веселее.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Цель: развивать умение перебегать на противоположную сторону площадки, увертываясь от ловишки. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание игры: дети – «цветы» находятся на одной стороне площадки, а водящий – «садовник» - на противоположней. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали

                                И венки из нас сплетали.

                                Мы хотим в саду остаться.

                                Будут нами любоваться.

С последними словами бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать их.

 

 

Наблюдения за животными летом

Карточка № 18

Наблюдение за божьей коровкой

 

Цель: познакомить с наиболее часто встречающимся насекомым (божья коровка),  строением, условиями, необходимыми для жизни.

 

Методические приемы:

Внесение божьей коровки в садке.

Вопросы: Как этот жук называется? Какой окраски крылья у божьей коровки? Почему ее называют семиточечной? Посчитайте, сколько черных точек на ее крылышках? Что есть на голове у божьей коровки? С помощью чего она передвигается по земле? В воздухе?

Поисковые действия: какой из предложенного корма (кусочек сахара, хлеб, смоченный в сладкой воде, зеленый листок растения, усыпанный тлей) выберет для угощения божья коровка.

Чтение стихотворения: Божья коровка- красный жучок

                                           Переползет с сучка на сучок.

         Не садовод, а о саде заботится,

               Целыми днями за тлей охотится.

Предложить детям отыскать место на участке, куда можно божью коровку выпустить из садка. Понаблюдать за ее поведением в природе. Где разместилась? Как себя ведет? Что делает?

Подвижная игра «Жуки».

Цель: учить детей бегать врассыпную, по сигналу менять направление и движения.

Описание игры:  по сигналу «жуки полетели!» дети бегают по площадке врассыпную. По сигналу «жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

 

 

Карточка № 19

Наблюдение за муравьями

 

Цель: Учить находить муравья в ближайшем окружении, выделять отличительные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни; воспитывать заботливое отношение к муравьям- «труженикам».

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: Дом стоит под старой елкой,

                                      В нем живет моя семья.

                                      Я несу туда иголки.

                                      Угадай, кто же я? (Муравей)

Поиск мест распространения муравьев на участке детского сада.

Наблюдение за поведением муравьев и их внешним видом: Чем занимаются муравьи на участке? С помощью лупы рассмотреть внешний вид: окраску, отличительные особенности строения. Как они передвигаются? Сколько ног у муравья?

Поисковая деятельность: попытаться определить, как муравьи смогут перебраться через препятствие (соломинку, палочку, камешек) на своем пути;

- какой из предложенного корма (кусочек конфеты - карамель, зернышко, гусеница) выберет для угощения муравей.

Рассказ воспитателя о домике муравьев - муравейнике. Внесение экологического знака «Не разрушай муравейник».

Чтение стихотворения:

Муравьишки – торопышки-

Не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке

Тащут зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

                                                                                            А. Бабаджан

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Построй муравейник» - предложить детям построить на дощечке из травинок муравейник.

 

Карточка № 20

Наблюдение за лягушкой

 

Цель: уточнить и расширить представления детей о внешнем виде лягушки,  ее движениях, издаваемых звуках. Учить устанавливать связь между строением ног и способом передвижения, окраской и способом защиты от врагов.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: Летом в болоте

                                      Вы ее найдете,

                                      Зеленая квакушка

                                      Кто это? (Лягушка)

Вопросы: Где живут лягушки? Часто ли встречали  лягушек на нашем участке? Почему их так сложно отыскать?

Наблюдение за лягушкой в террариуме: Какую лягушку я поселила в террариуме? Какой окраски? Размера? Что есть у нее на голове? Как лягушка передвигается? Почему не ходит, а прыгает? Одинаковые ли по длине ноги?

Игровое упражнение «Какая лягушка?»: предложить детям описать лягушку (по окраске, размеру, строению глаз, поведению, движениям и др.): зеленая, маленькая, большая, пучеглазая, пугливая, быстрая.

Поисковые действия: как нам угостить лягушку кусочком мяса: положить на блюдце или подвесить на ниточку.

Решение проблемной ситуации: где лягушке будет лучше жить: в нашем террариуме или на воле в водоеме.

Выпустить лягушку в затененном месте у воды.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Цель: Упражнять детей в прыжках на двух ногах, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: на земле параллельно раскладывают два шнура – это «речка». Здесь лягушата будут жить. Лягушата прыгают по площадке, на сигнал «цапля» запрыгивают в реку и затаиваются. Цапля пытается их словить.

Карточка № 21

Наблюдение за птицами

 

Цель: продолжать учить детей  распознавать воробья и ворону, сравнении их по внешнему виду и поведению. Учить правильно вести себя рядом с птицами: не шуметь, не пугать, тихо разговаривать, подкармливать.

 

Методические приемы:

Минутка любования: Полюбуйтесь, какие разные птицы, большие и маленькие, прилетели на наш участок. Чем они занимаются? Загадывание загадок:

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет:

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

                         (Ворона)

Сравнение: Чем птицы отличаются друг от друга? Какого цвета их оперение? Одинаков ли по размеру клюв? Одинаковые ли по длине ноги? Как передвигается воробей, как ворона? Чем они занимаются на участке? Разъяснить правила поведения детей рядом с птицами.

Трудовое поручение: предложить посыпать птицам хлебные крошки, понаблюдать, как едят птицы.

Подвижная игра «Птички и кот».

Цель: Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети-птички летают по открытой площадке, ходят (вороны), прыгают (воробьи), клюют зернышки, на сигнал «кот» быстро убегают в дом, ребенок-кот пытается их запятнать.

 

Карточка № 22

Наблюдение за дятлом (в лесопарке)

 

Цель: продолжать знакомить детей с птицами ближайшего окружения. Учить распознавать дятла по разноцветному оперению. Развивать умение устанавливать связи между строением клюва и способом питания.  Дать знания о том, что дятел - лесной доктор. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту птицы.

 

Методические приемы:

Минутка любования: послушаем звуки нашего лесопарка. Кто что услышал? Каких птиц в лесопарке слышны голоса?

Загадывание загадки: Черный жилет,                                        Красный берет,

                                       Нос как топор,

                                       Хвост как упор. (Дятел)

Поисковые действия: как в лесопарке найти место, где дятел может устроить себе дом-дупло? На каком дереве и почему он может устроить себе кузницу? Показать шишку, которую раздолбил дятел: как это он сумел сделать?

Дидактическое упражнение «Опиши птицу»: предложить понаблюдать тихонько за дятлом, составить о нем описательный рассказ.

Рассказ воспитателя о том, почему дятла называют лесным доктором.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Цель: Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: дети берут на себя роль дятлов, на сигнал «день» летают по открытой площадке, на сигнал «ночь» быстро прячутся в дом-дупло, сделанный из обручей.

 

Карточка № 23

Наблюдение за кошкой

 

Цель: учить выделять характерные признаки внешнего вида домашних животных (кошка). Уточнить представления о повадках данных животных.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки: Мордочка усатая,

                                      Шубка полосатая,

                                      Часто умывается,

                                      А с водой не знается. (Кошка)

Внести на веранду кошку, выпустить ее и дать несколько минут для самостоятельного наблюдения.

Игровое упражнение «Какая кошка?»: предложить детям составить описательный рассказ, выделить отличительные особенности внешнего вида.

Наблюдение за повадками кошки: как принюхивается, прислушивается, передвигается, сидит, лежит, реагирует на поглаживание.

Поисковые действия: как кошка найдет свою любимую колбаску среди других угощений, завернутых в одинаковые пакеты: морковка, конфеты, хлеб, кусочек колбаски.

Подвижная игра «Кошки и мышки».

Цель: Упражнять в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Учить быстро реагировать на сигнал. Воспитывать смелость.

Описание игры: С помощью считалки выбрать «кошку», остальные дети – «мышки». Мышки бегают по площадке, стараясь не наталкиваясь друг на друга. На слова:        На скамейке у дорожки

                                    Улеглась и дремлет кошка.

                                    Кошка глазки открывает

                                    И мышат всех догоняет:

                                    «Мяу! Мяу!»

Мышки убегают в дом, кошка пытается их поймать.

 

Карточка № 24

Наблюдение за собакой

 

Цель: учить выделять характерные признаки внешнего вида домашних животных (собака). Уточнить представления об особенностями поведения данного животного.

 

Методические приемы:

Загадывание загадки:         Заворчал живой замок,

            Лег у двери поперек. (Собака)

Внести на веранду собаку, выпустить ее и дать несколько минут для самостоятельного наблюдения.

Игровое упражнение «Какая собака?»: предложить детям составить описательный рассказ, выделить отличительные особенности внешнего вида.

Наблюдение за повадками собаки: как принюхивается, прислушивается, передвигается, сидит, лежит, реагирует на поглаживание.

Поисковые действия: как кошка найдет свою любимую колбаску среди других угощений, завернутых в одинаковые пакеты: морковка, конфеты, хлеб, кусочек мяса.

 Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель: учить согласовывать движения с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадать ловишке.

Описание игры: Дети размещаются на одной стороне площадки. Лохматый пес живет напротив. Дети выходят на площадку, продвигаются вперед,

проговаривая:

Вот летит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо- смирно он сидит,

 Не то дремлет, не то спит.

 Подойдем к нему, разбудим

 И посмотрим, что- то будет.

Лохматый пес выбегает,  запятнает детей, которые убегают в свой дом.