Методическая работа по организации самообразования
Методическая работа по организации самообразования
воспитателей в учреждении дошкольного образования может включать:
- самодиагностику;
- выбор темы, целей и задач самообразования;
- определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;
- самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного;
- определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании непосредственно зависит от поддержки и помощи заместителя заведующего по основной деятельности. Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию
На первом этапе формируется потребность в самообразовании.
Руководители дошкольного учреждения помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
Важно не только убедить педагога углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как происходит ее разрешение.
Второй этап— теоретическое изучение проблемы.
Деятельность руководителей учреждений дошкольного образования заключается в создании условий для работы (тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др.
Третий этап - практическая деятельность воспитателя
(изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей, методических объединений и др.) осуществляется при непосредственной помощи заместителя заведующего по основной деятельности.
Результаты самообразования могут быть представлены в форме:
- консультаций для сотрудников дошкольного учреждения;
- выступлений на заседании педагогического совета;
- открытых занятий и других мероприятий;
- картотеки по проблематике изучаемого вопроса;
- игр и пособий;
- рекомендаций по проведению образовательной работы;
- выставок работ детей или педагога;
- в конце учебного года можно рекомендовать организацию выставки работ педагогов и детей согласно темам самообразования, круглого стола по обмену опытом, «творческой гостиной», оформлению передового педагогического опыта.
Основными критериями самообразования педагогов являются:
творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития детей дошкольного возраста.
Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.
Предлагаем ознакомиться с образцом плана по самообразованию, составленного руководителем физического воспитания.
Подобный план может составить любой педагог, наполнив его «своим», актуальным содержанием.
ФИО___
Должность__________
Квалификационная категория
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных оздоровительных технологий.
Задачи: расширить и систематизировать теоретические знания по актуальным направлениям деятельности учреждения дошкольного образования;
- повысить качество практической работы с детьми;
- создать систему сотрудничества с педагогами для качественного преобразования образовательного процесса.
Расширение теоретических знаний (сентябрь—ноябрь) подразумевает:
-изучение нормативно-правовой базы по вопросам модернизации образования в целом и внедрения современных образовательных технологий в учреждении дошкольного образования;
-специальной методической литературы, в том числе:
Ожидаемые результаты
Появление четких представлений о правах, обязанностях, пределах обязательной компетенции и ответственности руководителя физического воспитания.
Приобретение дополнительных теоретических знаний, позволяющих внести изменения в образовательный процесс.
Сотрудничество с педагогами учреждения дошкольного образования включает в себя:
- беседы с воспитателями групп об имеющихся у них затруднениях в организации и проведении работ по формированию двигательных умений детей дошкольного возраста (ноябрь);
- консультации по реализации образовательной области «Физическая культура» (Учебной программы дошкольного образования) в сочетании с программой В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» (ноябрь);
- выработку конкретных рекомендаций по индивидуальной работе с детьми в каждой возрастной группе: содержание упражнений, методику их проведения на основе актуальных оздоровительных технологий в течение года в зависимости от возникающих проблем)
- совместную деятельность: подготовку сценариев, подбор упражнений, игр, эстафет для спортивно-музыкальных мероприятий. Эта работа проводится согласно годовому плану работы учреждения образования.
Ожидаемые результаты
Появление навыков профессиональной взаимопомощи
Обмен опытом в процессе создания в учреждении образования единой системы развивающего оздоровления дошкольников всех возрастных групп.
Укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество для улучшения качества работы с детьми.
Практическая работа с детьми (в течение года):
- введение приемов оздоровительных технологий в комплексы занятий по физическому воспитанию и обучению плаванию, утренних гимнастик и гимнастик после сна;
- планирование индивидуальной работы с детьми, направленной на переход от монотонного тренинга к увлекательной и содержательной двигательной деятельности, формированию «двигательного воображения» (Б.Б. Егоров) как основы творческой, осмысленной моторики.
Ожидаемые результаты
Приобщение детей к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры
Практическая работа с родителями включает в себя:
- беседы по подготовке «Веселых стартов» и спортивно-музыкальных развлечений с участием родителей (сентябрь октябрь)
- консультации на тему «3имние игры на улице» (декабрь);
- организацию спортивно-музыкальных и спортивных развлечений с участием родителей в качестве членов команд, жюри, сюрпризных персонажей. Такие мероприятия проводятся согласно годовому плану учреждения дошкольного образования.
Ожидаемые результаты
Установление тесных связей между семьями воспитанников и педагогами.
Активное участие родителей в жизни учреждения образования
Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта на городском уровне подразумевает:
- участие в работе городского МО, подготовку и проведение городского практического семинара для руководителей физического воспитания по плаванию «Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста плаванию в условиях учреждения образования»
- (по плану МО);
- подготовку и проведение городской спартакиады по плаванию (февраль);
- творческий отчет по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы в процессе повышения уровня двигательной активности в учреждении дошкольного образования»
Ожидаемые результаты Использование в своей практике лучшего опыта педагогов учреждения дошкольного образования.