Методическая работа по организации самообразования

Методическая работа по организации самообразования

вос­питателей в учреждении дошкольного образования может включать:

  • самодиагностику;
  • выбор темы, целей и задач самообразования;
  • определение содержания работы по самообразованию, вопро­сов для самостоятельного углубленного изучения;
  • самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запла­нированного;
  • определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.

     Успешность педагога в профессиональном самообразовании непосредственно зависит от поддержки и помощи заместителя заведующего по основной деятельности. Тематику самообра­зования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.

 

Этапы и содержание деятельности по самообразованию

На первом этапе формируется потребность в самообразовании.

Руководители дошкольного учреждения помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по ре­зультатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

Важно не только убедить педагога углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как происходит ее разрешение.

Второй этап— теоретическое изучение проблемы.

Деятель­ность руководителей  учреждений дошкольного образования заключается в создании условий для работы (тематическая подборка научной,  научно-методической и художественной литературы,  видеозаписей, материалов из опыта работы и др.

Третий этап - практическая  деятельность  воспитателя

 (изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей,  методических объединений и др.) осуществля­ется  при непосредственной помощи заместителя заведующего по основной деятельности.

 

Результаты самообразования могут быть представлены в   форме:

  • консультаций для сотрудников дошкольного учреждения;
  • выступлений на заседании педагогического совета;
  • открытых занятий и других мероприятий;
  • картотеки по проблематике изучаемого вопроса;
  • игр и пособий;
  • рекомендаций по проведению образовательной работы;
  • выставок работ детей или педагога;
  • в конце учебного года можно рекомендовать орга­низацию выставки работ педагогов и детей согласно темам самообразования, круглого стола по обмену опытом, «творческой гостиной», оформлению передового педагогического опыта.

 

Основными критериями самообразования педагогов являют­ся:

творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образователь­ного процесса, положительная динамика показателей развития детей дошкольного возраста.

Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и системати­чески.

 

    Предлагаем ознакомиться с образцом плана по самообразо­ванию, составленного руководителем физического воспитания.

   Подобный план может соста­вить любой педагог, наполнив его «своим», актуальным содержанием.

 

ФИО___

Должность__________

Квалификационная категория

Цель: повысить профессио­нальную компетентность в вопросах внедрения современ­ных оздоровительных техноло­гий.

Задачи: расширить и систематизировать теоретические знания по  актуальным  направлениям деятельности учреждения дошкольного образования;

- повысить качество практической работы с детьми;

- создать систему сотрудничества с педагогами для качественного преобразования образовательного процесса.

Расширение    теоретических знаний (сентябрь—ноябрь) подразумевает:

-изучение нормативно-правовой базы по вопросам  модерниза­ции образования в целом и внедрения современных образовательных  технологий в учреждении дошкольного образования;

-специальной   методической литературы, в том числе:

 

Ожидаемые результаты

Появление четких представлений о правах, обязанностях, пределах обязательной      компетенции и ответственности руководителя физического воспитания.

Приобретение  дополнительных теоретических знаний, позволяющих внести  изменения в образовательный процесс.

Сотрудничество с педагогами учреждения дошкольного образования  включает в себя:

- беседы с воспитателями групп об имеющихся у них затруд­нениях в организации и проведении работ по формированию   двигательных   умений детей дошкольного возраста (ноябрь);

- консультации по реализации образовательной области «Физическая культура» (Учебной программы дошкольного образования) в сочетании с программой В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оз­доровления» (ноябрь);

- выработку конкретных реко­мендаций по индивидуальной работе с детьми в каждой возрастной группе: содержание упражнений, методику их проведения на основе актуальных оздоровительных технологий в течение года в зависимости от возникающих  проблем)

- совместную  деятельность: подготовку сценариев, подбор упражнений, игр, эстафет для спортивно-музыкальных мероприятий. Эта работа проводится согласно годовому плану работы учреждения образования.

Ожидаемые результаты

Появление навыков профессиональной взаимопомощи

Обмен опытом в процессе со­здания в учреждении образования единой системы развивающего оздоровления дош­кольников всех возрастных групп.

Укрепление собственной мо­тивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество для улучшения качества работы с детьми.

 

Практическая работа с детьми   (в течение года):

- введение приемов оздорови­тельных технологий в комп­лексы занятий по физическо­му воспитанию и обучению плаванию, утренних гимнас­тик и гимнастик после сна;

- планирование индивидуальной работы с детьми, направ­ленной на переход от моно­тонного тренинга к увлека­тельной   и   содержательной двигательной деятельности, формированию «двигательно­го воображения» (Б.Б. Его­ров) как основы творческой, осмысленной моторики.

Ожидаемые результаты

Приобщение детей к физической куль­туре, как естественной составляю­щей общечеловеческой культуры

 

Практическая работа с роди­телями включает в себя:

- беседы по подготовке «Ве­селых стартов» и спортивно-музыкальных развлечений с участием   родителей   (сентябрь    октябрь)

-  консультации на тему «3имние игры на улице» (декабрь);

-  организацию спортивно-музыкальных и спортивных развле­чений с участием родителей в качестве членов команд, жюри, сюрпризных персонажей. Та­кие мероприятия проводятся согласно годовому плану учреждения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты

Установление тесных связей между семьями воспитанников и педагогами.

Активное участие родителей в жизни учреждения образования

 

Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта на городском уровне под­разумевает:

- участие в работе городского МО, подготовку и проведение городского практического се­минара для руководителей физического воспитания по плаванию «Совре­менные подходы к обучению детей дошкольного возраста плаванию в условиях учреждения образования» 

- (по плану МО);

- подготовку и проведение го­родской спартакиады по пла­ванию (февраль);

- творческий отчет по теме «Использование нетрадиционных  форм и методов работы в процессе повышения уровня двигательной активности в учреждении дошкольного образования»

Ожидаемые результаты Использование в своей практике лучшего опыта педагогов учреждения дошкольного образования.